В статье обсуждаются теоретико-методологические вопросы, касающиеся статуса психологической концепции П. Выделяются три основных аспекта анализа и применения данной концепции: 1 планомерно-поэтапное формирование как метод исследования становления и развития психической деятельности человека; 2 использование положений теории планомерно-поэтапного формирования в практике обучения; 3 теоретически описываемый и реально осуществляемый процесс планомерно-поэтапного формирования как психологическая реальность. Последнему направлению уделяется особое внимание; демонстрируются возникающие проблемы; намечаются некоторые пути их решения. Юбилей великого ученого всегда становится поводом как для оценки или переоценки вклада, внесенного им в науку, так и для перспективного анализа возможностей и направления дальнейшего академического и научно-прикладного движения.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
Теория формирования умственных действий по Гальперину представляет собой гипотезу о процессе формирования умственных действий, основанную на представлении о существовании эмоционально-ценностной сферы, ориентированной на решение проблемы. Целью теории является развитие личности в учебной деятельности. Гальперин утверждал, что любое умственное действие человека начинается после внешней деятельности. Этапы формирования умственных действий по Гальперину.
Разработан П. Гальпериным и широко использовался в исследованиях в рамках теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. В работах Гальперина разных лет как синонимы используются понятия «поэтапное формирование» Гальперин. Метод берёт начало от экспериментально-генетической стратегии исследования Л. Выготского Лидерс. Этапы реализации метода составляют шкалу поэтапного формирования Гальперин.
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов. ПЛАН 1. Что такое теория поэтапного формирования умственных действий?